Усложненные варианты ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант №  3

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

(1) Изобретение в конце 40-х годов ХХ века транзистора стало одной из крупнейших вех в истории электроники. (2) Электронные лампы, которые до этого в течение долгого времени были непременным и главнейшим элементом всех радио- и электронных устройств, имели много недостатков: к ним нужно отнести прежде всего механическую непрочность ламп, малый срок их службы, большие габариты, невысокий коэффициент полезного действия из-за больших тепловых потерь на аноде. (3) …, когда на смену этим лампам во второй половине ХХ века пришли полупроводниковые элементы, не обладавшие ни одним из перечисленных изъянов, в радиотехнике и электронике произошел настоящий переворот.

1.       Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Полупроводниковые элементы в конце 40-х годов ХХ века сменили в радио- и электронных устройствах непрочные и большие электронные лампы.

2) Недостатками полупроводниковых элементов можно считать их большие габариты и малый срок службы.

3) Во второй половине ХХ века революционным в радиотехнике и электронике можно считать замену полупроводниковыми элементами электронных ламп, использовавшихся в радио- и электронных устройствах и имевших много существенных недостатков.

4) В радиотехнике и электронике произошёл настоящий переворот, когда во второй половине ХХ века на смену полупроводниковым элементам пришли компактные и прочные электронные лампы с большим коэффициентом полезного действия.

5) Настоящим переворотом в радиотехнике и электронике во второй половине ХХ века стала замена в радио- и электронных устройствах больших и непрочных электронных ламп компактными полупроводниковыми элементами.

 

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

В свою очередь
Даже
Наоборот
Хотя
Поэтому
Ответ: ___________________________.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ЭЛЕМЕНТ -а; м.

1) Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на э. Составные э. чего-л. // Характерное движение, одна фигура какого-л. упражнения, танца и т.п. Гимнастические, танцевальные э. Разучивать э. фигурного катания.

2) Спец. Деталь какого-л. сооружения, устройства; единица какого-л. множества. Сборные э. лестницы. Полупроводниковые э. Интернациональные э. лексики.

3) Спец. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные части. Периодическая система э. Лёгкие э.

4) Прибор, являющийся источником электрического тока, создаваемого за счёт химической энергии. Гальванический э. Сухой э.

Ответ:    ___________________________.

 

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажитА
апОстроф
молЯщий
предвосхИтить
дозИровать

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
 Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря.
КОРЕННЫЕ одесситы – люди с хорошим чувством юмора.
ЗВЕРИНЫЕ нравы царили в этом племени.

ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых-палочников обнаружены в Малайзии.

Де­фи­цит каль­ция в ор­га­низ­ме по­мо­гут ПО­ПОЛ­НИТЬ пре­жде всего такие про­дук­ты, как мо­ло­ко, тво­рог, сыр.
Ответ: ___________________________.

 

 

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИХ проблемы
ДОБРЕЙШИЙ человек
слетела с ПЛЕЧ
СТРИЖЁТ газон
СЕМИСТАМИ билетами

Ответ: ___________________________.

 

 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное построение

предложения с косвенной речью

Б) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым
В) неправильное употребление

падежной формы существительного

с предлогом
Г) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением
Д) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Многие из тех, кто увлечен астрономией,

знает расположение, движение, строение,

происхождение и развитие небесных тел и

образованных ими систем.
2) Лермонтов сблизился с редакцией

журнала “Отечественных записок”,

познакомился с критиком В.Г. Белинским.
3) Первое произведение Ф.М. Достоевского,

вызвавшее восторг у Некрасова и Григоровича, называлось “Бедные люди”.
4) Повесть Гоголя “Тарас Бульба” была

напечатана в сборнике рассказов “Миргород”.
5) Успех романа “Бедные люди”,

опубликованного Некрасовым в “Петербургском сборнике”, был необычайным.
6) Осуждавшие стихи не только убийцу, но и

придворную знать – виновницу свершившейся

трагедии, разошлись по всей России.
7) Сократ, знаменитый древнегреческий

философ, уверял, что “я знаю, что ничего не

знаю”.
8) История России с 1725 по 1762 год

ознаменована рядом дворцовых переворотов,

и вследствие частым сменам лиц, стоявших во

главе государства, высшая власть слабела.
9) В борьбе с врагами запорожцы проявляли

мужество, героизм, были стойкими воинами,

преданными родине, верными товарищами

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

 

 

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

прот…птать
насл…ждение
скл…нение
с…стема
пал…садник

Ответ: ___________________________.

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…равнять, пр…достаточно
п…дробно, пред…ставить
ни…ложить, в…порхнуть
д…темна, н…дпиленный
пред…юльский, сверх…зящный
Ответ: ___________________________.

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
    заворач…вать
    огранич…вать
    подмиг…вать
    подсматр…вать
    размал…вать

Ответ: ___________________________.

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    надева…мый
    нагрева…мый
    сжима…шь
    подсол…нный
    почист…вший

Ответ: ___________________________.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

По стенам, вместо обычных охотников с зелёными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому (НЕ)ВЕДОМЫХ генералов, висели пучки засушенных трав.
Старуха (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНО посмотрела на меня.
Если хочешь, я даже никому (НЕ)СКАЖУ, что был здесь и видел вас.
Твои слова (НЕ)ЗАБЫТЫ мною.
Никем (НЕ)ЛЮБИМАЯ, она росла угрюмой.
Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)ЛЕВА на пригорке КОЕ(ГДЕ) алели маки.
Иван проснулся (ЗА)СВЕТЛО и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких секунд не мог сообразить, где он находится.
В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган.

ВСЁ(ТАКИ) я так и не смог поехать (НА)ВСТРЕЧУ с одноклассниками.
Отряд был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Повсюду из пробитой крыши струились на пол пыльные лучи полуде(1)ого солнца. В другом, разруше(2)ом конце огромного сооружения сновали десятки людей с гружё(3)ыми носилками; по настла(4)ым на землю неструга(5)ым доскам женщины гоняли гружё(6)ые щебёнкой тачки
Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги.
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам.
4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и позорным.
5) Любовь гоголевской эпохи – это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

 

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.


«И полно(1) Таня! В эти лета

Мы не слы­ха­ли про лю­бовь;

А то бы со­гна­ла со света

Меня (2)по­кой­ни­ца све­кровь». —

«Да как же ты вен­ча­лась(3) няня?» —

«Так(4) видно(5) Бог велел. Мой Ваня

Мо­ло­же был меня (6)мой свет(7)

А было мне три­на­дцать лет.

Не­де­ли две хо­ди­ла сваха

К моей родне, и (8)на­ко­нец(9)

Бла­го­сло­вил меня отец.

Я горь­ко пла­ка­ла со стра­ха,

Мне (10) с пла­чем (11)косу рас­пле­ли

Да с пе­ньем в цер­ковь по­ве­ли.

(Алек­сандр Пуш­кин)

Ответ: ___________________________.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Пётр Первый в специальной инструкции (1) жёсткость (2) и эффективность которой (3) была известна многим (4) предписывал русских гардемаринов назначать на галеры по одному (5) рассчитывая ускорить обучение их иностранным языкам.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Кроме общего призвания в жизни, которое состояло в служении царю и отечеству, у него всегда была поставлена какая-нибудь цель (1) и (2) как бы ничтожна она ни была  (3) он отдавался ей весь (4) и жил только для неё до тех пор (5) пока не достигал её.

Ответ: ___________________________.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

 

(1) Научная фантастика является самым важным литературным жанром, так как именно она “соответствует” духу времени… (2) Все наиболее важные проблемы нашего времени – это проблемы научной фантастики. (3) Составьте для себя список этих проблем. (4) Я тоже составлю. (5) А теперь сравним наши списки.
(6) Уверен: в обоих списках фигурирует проблема взаимодействия человека и машины, а в связи с ней и проблема нравственности, морали, которая органично вытекает из такого взаимодействия.
(7) История научной фантастики – это история идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты. (8) Поясню эту мысль.
(9) Если бы лет тридцать назад в одном из своих рассказов я написал о том, что вскоре нас будут окружать загрязненный воздух, отравленная вода, смертельно опасное дорожное движение, вы воскликнули бы:
(10) – Гнусный вымысел! (11) Чистейшая фантастика!
(12) А теперь оглянитесь вокруг! (13) Это время настало!

(14) Если бы я написал о том, что придет пора и с помощью кредитных чеков люди станут занимать у “завтра”, чтобы жить сегодня, вы фыркнули бы от возмущения:
(15) – Чушь и враки! (16) Никогда!
(17) Если бы я написал об устройстве, которое  передает изображение по воздуху и тем самым влияет на умонастроения человечества, меня вышвырнули бы за дверь. (18) Если бы я написал о том, что в один прекрасный день люди высадятся на Луне, как бы вы прореагировали? (19) Я скажу, как относились к тем, кто пытался упомянуть об этом, – просто смеялись над ними. (20) Смеялись в 1930-м, в 1940-м, в 1950-м. (21) Продолжали смеяться до тех пор, пока в октябре 1957 года не был запущен первый искусственный спутник Земли.
(22) Человек убедился в том, что предсказания научной фантастики сбываются, только когда увидел маленькие металлические звездочки, путешествующие по небу с запада на восток и вписывающие новые витки в причудливый узор Нового Времени.
(23) Кто бы поверил мне, если бы в 1920 году я написал, что не за горами день, когда один сумасшедший и его бронированные “жуки” сведут на нет теорию линий долговременной обороны?
(24) Только когда фашистские танки появились во Франции, все поверили в это.
(25) Гитлеровские танки и бронемашины за несколько недель сровняли Западную Европу с землей. (26) И только устройства, описанные в научно-фантастической литературе и названные аэропланами, еще не изобретенные в 1900 году, еще примитивные в 1939 году, помогли Англии отстоять свои воздушные пространства.
(27) Такова лишь часть списка, в котором можно насчитать тысячу пунктов.
(28) Несколько десятилетий назад радио, телевидение, автомобили, водородная бомба не существовали. (29) Воздух был чистым.
(30) Все достижения науки и техники, принесшие за последние пятьдесят лет пользу или вред человечеству, задолго до этого родились в голове писателя-фантаста.
(31) Наступили серьёзные времена. (32) И научная фантастика особенно нужна сейчас потому, что делает попытки изучить каждую новую машину задолго до того, как она появится и начнет разрушать или перестраивать нас и окружающий мир.
(33) Сейчас, когда мы почти полностью собрали урожай технических новшеств, нам необходимо выработать какие-то нормы взаимоотношений человека и техники, чтобы не оказаться несостоятельными перед лицом будущего.
(34) Платон поведал нам о своем государстве-мечте. (35) Писатели-фантасты впоследствии также изображали государства стали, электричества и атомной энергии, которые сделают нас другими. (36) В этом конкретном мире затерянной в космосе Солнечной системы мы являемся существами, которые стараются лучше узнать и понять себя, существами, которые пытаются создать машины, обладающие нашим разумом, способные видеть, слышать, ощущать мир лучше нас и – бог даст – более добрые. (37) Это позволило бы продлить жизнь нашей планеты еще на два миллиарда лет, если мы добьемся гармоничного сосуществования с созданными нами машинами.

(38) Можете ли вы назвать более великую цель, чем эта?

(По Р. Брэдбери)

Раймонд Дуглас Брэдбери – американский писатель-фантаст.

 

  1.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Очень часто от невнимательного читателя ускользает основная суть произведения

Ответ____________________________

 

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 18 – 20 и 21 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 1 – 5 содержится описательный фрагмент.
3) В предложениях 9 – 13 содержится пояснение к суждению в предложении 7.
4) В предложениях 17 – 19 содержится рассуждение.
5) В предложениях 34 – 35 содержится повествование.

Ответ: ___________________________.

  1. Из предложений 15 – 17 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Среди предложений 33 – 35 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

 

  1. “Убеждая читателя в важности научной фантастики как литературного жанра, писатель использует ряд приёмов. В синтаксисе текста обращают на себя внимание (А) _____ (предложения 9, 14, 17), (Б) _____ (предложения 18 – 21), (В) ______ (предложение 38), а среди тропов – (Г) _____ (предложение 33)”.

Список терминов:

1) развернутая метафора

2) синтаксический параллелизм

3) риторическое восклицание

4) вопросно-ответная форма изложения

5) риторический вопрос

6) эпифора

7) гипербола

8) разговорная и просторечная лексика

9) литота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы

 

 

 Часть 2

 

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

 

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

Ответы к варианту №3

 

Вариант №  2

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

 (1) Солнечный свет кажется нам бесцветным или белым. (2)(…) на самом деле он

состоит из разных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого,

синего, фиолетового. (3)Это видно, например, по радуге: когда солнце светит во

время дождя, свет  разлагается дождевыми каплями на составные части, и  мы

видим все  цвета радуги.

 

1.       Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Когда солнце светит во время дождя, цвет разлагается на дождевые капли.

2) Солнечный свет состоит из семи основных цветов, которые видны после дождя

при появлении радуги.

3) Солнечный свет бесцветный, но во время появления радуги он окрашивается в

шесть разных цветов.

4) Радуга появляется на небе в результате смешения основных цветов солнечного спектра.

5) Белый солнечный свет на самом деле состоит из семи разных цветов, которые

можно видеть при появляющейся после дождя радуге.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому,/  Но, / Несмотря на это,/ Например, /Следовательно,

Ответ: ___________________________.

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а, м.

1) Земля, Вселенная, мир. Путешествие вокруг С. Явиться на С.

2) Высшее общество, избранный круг. Вращаться в высшем С. Выезжать в С.

 

 

 

3) Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. С. от фонаря.

Электрический С.

4) Тот или иной источник освещения. Подойти поближе к С. Стоять против С.

5) Состояние, когда светло; рассвет. С. в окнах. Чуть С.

6) Устар. Ласкательное обращение. С. мой зеркальце, скажи….

Ответ:    ___________________________.

 

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

отзЫв (посла)
овЕн
свЕрлишь
повторЁнный
закУпорив

Ответ: ___________________________.

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

В Токио введены ЖЁСТКИЕ ограничения потребления воды.

Спор закончился тем, что в итоге мы вернулись к ИСХОДНОМУ положению.

Операция необходима больному по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.

Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей.

Ответ: ___________________________.

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВОРОХА листьев

килограмм ВАФЛЕЙ

более ДЕВЯНОСТА

много БАКЛАЖАНОВ

ЛЯГ на спину

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Окончив училище, у нас было право

выбрать себе место службы.

2) В русскую историю Е. Дашкова вошла

как первая русская женщина –

видный государственный  деятель.

3) Настоящий успех может быть

достигнут только благодаря

настойчивости, целеустремлённости и

глубоких знаний человека.

4) Борясь с засорением речи

иноязычными словами, часто впадают в

другую крайность.

5) В жизни каждого человека бывают как

успехи, а также и неудачи.

6) Некоторые животные обладают

органами, испускающими ультразвук.

7) Многие из путешественников,

побывавшим на Онежском озере,

восторгались многоглавыми церквями

Кижей.

8) В одной из литературных статей М.

Горький писал, что Рудин – это отчасти

и сам Тургенев.

9) Многие из тех, кто читали роман в

стихах «Евгений Онегин»,

воспринимают Татьяну Ларину только

как романтичную барышню.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

инц…дент

подж…гать

с…луэт

оп…лчение

аб…риген

Ответ: ___________________________.

 

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе…подобно, и…давна

меж…ярусный, п…янящий

предп…лагать, пр…дед

пр…мер, пр…ободрённый

ра…писать, во…вести

Ответ: ___________________________.

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

разве… лся

раскач…вать

застенч…вый

повел…вать

опасл…вый

Ответ: ___________________________.

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

реша…мая

наблюда…м

задерж…шься

взвешива…мый

вывез…нный

Ответ: ___________________________.

 

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эта за­да­ча так и (не)ре­ше­на уче­ни­ка­ми.

Ирина Ан­дре­ев­на го­во­ри­ла (не)гром­ко, но очень вы­ра­зи­тель­но.

Я был (не)готов к та­ко­му по­во­ро­ту со­бы­тий и в рас­те­рян­но­сти оста­но­вил­ся.

(Не)умол­ка­ю­щие до глу­бо­кой ночи звуки му­зы­ки на­по­ми­на­ли о бли­зо­сти парка ат­трак­ци­о­нов.

Ко­неч­но, это был да­ле­ко (не)луч­ший по­сту­пок.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)на­ча­ле ХХ сто­ле­тия мрач­ный пес­си­мизм Уэлл­са сме­ня­ет­ся на­деж­дой на со­ци­аль­ный про­гресс, (по)этому он пишет юмо­ри­сти­че­ские ро­ма­ны.

Ру­бен­су при­хо­ди­лось брать много уче­ни­ков, по­то­му(что) спра­вить­ся (в)оди­ноч­ку с по­то­ком за­ка­зов он не мог.

(В)по­след­ствии не­об­хо­ди­мо пом­нить о про­шлых ошиб­ках, что(бы) не по­вто­рять их вновь.

(В)про­дол­же­ние своей твор­че­ской жизни А. Конан Дойл на­пи­сал так(же) не­сколь­ко ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов.

ЧТО(БЫ) жить хо­ро­шо, (ПО)ЧЕ­ЛО­ВЕ­ЧЕ­СКИ, надо хо­ро­шо ра­бо­тать.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 На улице было ветре(1)о, зна­ко­мый мне маль­чик в кожа(2)ой кур­точ­ке и вяза(3)ой ша­поч­ке за­пус­кал на пло­щад­ке перед домом по­да­ре(4)ого отцом воз­душ­но­го змея.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вера вы­ну­ла из ва­зоч­ки две ма­лень­кие розы и вдела их в пет­ли­цу от­цов­ско­го паль­то.

2) Осад­чий сла­вил­ся не толь­ко в полку но и во всей ди­ви­зии своим не­обык­но­вен­но кра­си­вым го­ло­сом.

3) В этот мо­мент силь­ная рука вце­пи­лась в его рыжие и ще­ти­ни­стые во­ло­сы и при­под­ня­ла его на пол-ар­ши­на от земли.

4)Саша не ре­шил­ся всту­пить­ся за то­ва­ри­ща и впо­след­ствии ему при­ш­лось не раз по­жа­леть об этом.

5) Одна Анют­ка оста­лась дома щи ва­рить да гор­ни­цу при­би­рать.

 

 

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

  Можно лишь пре­кло­нять­ся (1) восхищаясь (2)  перед ге­ни­ем Ма­ри­ны Цве­та­е­вой (3) со­здав­шей со­вер­шен­но не­по­вто­ри­мый по­э­ти­че­ский мир (4) и (5) свято ве­рив­шей (6) в свою музу.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Мы все учи­лись по­не­мно­гу

Чему-ни­будь и как-ни­будь,

Так (1)вос­пи­та­ньем(2) слава богу(3)

У нас не­муд­ре­но блес­нуть.

Оне­гин был(4) по мне­нью мно­гих(5)

(Судей ре­ши­тель­ных и стро­гих)(6)

Уче­ный малый, но пе­дант.

Имел он счаст­ли­вый та­лант

Без при­нуж­де­нья в раз­го­во­ре (7)

Кос­нуть­ся (8) до всего слег­ка,

С уче­ным видом зна­то­ка

Хра­нить мол­ча­нье в важ­ном споре

И воз­буж­дать улыб­ку дам

Огнем не­ждан­ных эпи­грамм.

(Алек­сандр Пуш­кин)

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 Ти­пич­ны­ми ге­ро­я­ми (1) за ра­вен­ство и права (2) ко­то­рых (3) бо­рол­ся про­све­ти­тель (4) ока­зы­ва­ют­ся жен­щи­на или ребёнок.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Девушка сконфузилось (1) и (2) когда я проходил (3) мимо (4) то мне показалось (5) что эти лица мне знакомы (6) и я видел их очень давно (7) даже, наверное, когда был совсем маленьким.

Ответ: ___________________________.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

 

((1)Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. (2)Дело художника – выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет. (3)Но таков таинственный закон искусства, что видение во вне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (4)3десь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (5)Пленительность искусства — та гладкая, блестящая, переливающая радугой ледяная кора, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью.

(6)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль. (7)Певучесть формы привлекает внимание людей, ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчетно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (8)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом — мудрая хитрость природы. (9)Красота — приманка, но красота и преграда. (10)Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном. (11)Поистине красота никого не обманет; но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной. (12)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. (13)Искусство дает каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому — часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть формы, для того чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей.

(14)Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. (15)Только теперь мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты.

(16)В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. (17)И это высшее знание присуще всем без изъятия, во всех полное и в каждом иное. (18)Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытие в желаниях и оценках. (19)Оно также плод опыта. (20)Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, неповторимого видения Вселенной, как бы тайнописи вещей. (21)И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, как оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. (22) Лишь изредка и на мгновение озарит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. (23)Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы частично, в обрывках целого; и это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. (24)Оно не изображается в понятиях; о нём можно рассказать только бессвязно, образами. (25)И Пушкин в образах передал нам своё знание; в образах оно тепло укрыто и приятно на вид. (26)Я же вынимаю его из образов и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть и невероятным.

(По М. Гершензону*)

 

 

  1.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Моряки тревожно всматривались в чернеющую темноту моря, пытаясь разглядеть берег.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  • В предложениях 1-2 представлено описание.
  • Предложение 7 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 6.
  • Предложения 7 и 8 противопоставлены по содержанию.
  • В предложениях 23-24 представлено рассуждение.
  • В предложениях 25-26 представлено повествование.

.Ответ: ___________________________.

 

  1. Из предложения 4 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

 

  1. Среди предложений 5-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

 

 

 

24.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

 

 

 

 

Михаил Осипович Гершензон говорит с читателем о тайнах творчества, о природе искусства. Разговор этот не простой, но увлекательный. Проникнуть в мысли автора помогают особенности его речи. Речь образная, такой эффект создают прежде всего тропы, например: (А) _____ (предложение 5), лексические средства, например (Б) ______ (“огнепалящая” в предложении 13). Образность речи помогает понять главный смысл разговора. В этом большую роль играют синтаксические средства выразительности, например: (В) _____ (предложения 24, 26), приёмы, среди которых — (Г) _____ (например, в предложении 9)».

Список терминов:

  1. индивидуально-авторское слово
  2. разговорная лексика
  3. развёрнутая метафора
  4. лексический повтор
  5. парцелляция
  6. гипербола
  7. восклицательное предложение
  8. ряды однородных членов предложения
  9. противопоставление.

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

 

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

 

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

 

 

 

Ответы к варианту №2

Вариант № 1

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

(1)Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую

научную мысль, ничтожна. (2)(…) что могут посоветовать специалистам,

работающим на переднем крае науки, инженер, продавец или бухгалтер,

знакомящиеся с научными открытиями по популярным книгам?

(3)Естественные науки требуют длительной и серьёзной подготовки,

способности изменять с каждым новым открытием систему взглядов,

пересматривая привычные представления.

 

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Серьёзные исследования в области естественных наук могут проводить

только профессионалы, способные изменять с каждым новым открытием

систему взглядов.

2) Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую

научную мысль, невелика, если этот человек недостаточно хорошо знаком с

научно-популярной литературой.

3) Нельзя пренебрегать мнением непрофессионалов: даже неосведомлённый

человек иногда может дать хороший совет специалистам.

4) Человек, знакомящийся с научными открытиями только по популярным

книгам, не может вести серьёзных исследований в области естественных

наук.

5) Специалисты, работающие на переднем крае науки, вполне могут

пользоваться советами инженера, продавца или бухгалтера.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

 

Таким образом,
Во-первых,
Наоборот,
Однако
К примеру,

Ответ: ___________________________.

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ВЗГЛЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЗГЛЯД, -а, муж.

1) Направленность, устремлённость глаз на кого-л. Проводить взглядом.

Промелькнуло во взгляде.

2) Выражение глаз. С добрым и печальным взглядом.

3) Мнение, суждение по поводу чего-л. Личный В. на проблему.

4) Образ мыслей, убеждения, воззрения (мн. ч.). Разделить взгляды.

Поступиться взглядами.

 

Ответ: ___________________________.

 

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

 

еретИк
Овен
оптОвый
предвосхИтить
чЕрпать

Ответ: ___________________________.

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

БО­ЛОТ­НЫЙ ил яв­ля­ет­ся пре­вос­ход­ным удоб­ре­ни­ем.

Его до­клад был ИН­ФОР­МА­ТИВ­НЫМ и по­зна­ва­тель­ным.

Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

АР­ТИ­СТИ­ЧНЫЙ по своей при­ро­де, он не­обык­но­вен­но точно ко­пи­ро­вал по­ве­де­ние дру­гих людей.

Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ вид.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Опытные БУХГАЛТЕРА

ДИРЕКТОРА заводов

в ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ пятом году

ПО­ЕЗ­ЖАЙ домой

ИХ успе­хи

 

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)       Одна из главных черт, характеризующие Наташу Ростову, – честность в отношениях с людьми.

2)       Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3)       Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.

4)       Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству.

5)       Разбивая виноградники, большое значение имеют географические факторы.

6)       Даниель Дефо – английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».

7)       Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

8)       Анатоль Франс писал, что «учиться надо только весело, переваривая знания, поглощать их с аппетитом».

9)       Прочитав роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я задумался о проблеме одиночества.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  1. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.
    др..бить
    прим..рить
    к..нсти­ту­ци­он­ный
    возр..ст
    расст..лить
    Ответ: ___________________________.
  2. 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..ого­во­роч­ный, бе..жа­лост­ный;

не…ги­ба­е­мый, ра…жи­га­е­мый;

без..сход­ный, пост..нфаркт­ный;

под..ём, интер..ер;

не..бхо­ди­мость, р..спи­са­ние.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пе­ре­ст­ра..вать­ся

за­шпа­кл..вать

дождл..вый

не­за­вис..мый

не­за­тейл..вый

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) закле..т

внемл..щий

ка..тся

стел..щийся

та..щий

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

12 . Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Как н(1) старался, я н(2) смог найти в колючей изгороди н(3) щели, н(4) лазы, поэтому н(5) раз ободрал бока, пока попал во двор.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. (ПО)ТОМУ, как человек говорит, можно судить о его образовании, а ТАК(ЖЕ) о положении в обществе.
  2. Путники напряжённо вглядывались (В)ДАЛЬ степи, ЧТО(БЫ) не сбиться с пути.
  3. (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада автотрасса была закрыта, ТАК(ЧТО) сообщение между городами на время было прервано.
  4. (ПО)НАЧАЛУ во дворе настороженно встретили появление новой собаки, однако (ЗА)ТЕМ наша такса стала общей любимицей.
  5. ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся человек, который не слышал, (НА)ПРИМЕР, об угрозе глобального потепления.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.                                                               1.Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.               2.Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.                                                                                                                                               3.И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.                                  4.Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.                                         5.В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

 

 

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Солдаты (1) принесшие князя Андрея (2) и снявшие с него попавшийся им золотой образок (3) навешенный на брата княжной Марьей (4) увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 Дай (1) Джим (2) на сча­стье (3)лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой по­ла­ем при луне

На тихую, бес­шум­ную по­го­ду.

Дай(4) Джим(5)на сча­стье (6)лапу мне.

 

По­жа­луй­ста(7) го­луб­чик(8) не ли­жись.

Пойми со мной хоть самое про­стое.

Ведь(9) ты не зна­ешь, что такое жизнь,

Не зна­ешь (10)ты, что жить на свете стоит.

 

(Сер­гей Есе­нин)

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Прихожая (1) где висело зеркало с подставкой для перчаток (2) и стоял дубовый баул (3) на который легко было наскочить коленом (4) суживалась в очень тесный коридор.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Петя решил идти прямо к тому месту (1) где был государь(2) и прямо объяснить ему(3) что(4) несмотря на свою молодость (5) он желает служить отечеству(6) что молодость не может служить препятствием(7) и (8) что он готов.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

 

(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.

(2)Конфликт возник на охоте. (3)Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему полю. (4)Заяц широко, активно прыгал – и вдруг сел, развернувшись лицом к преследователям. (5)Нечаев так и написал: лицом, не мордой. (6)Когда охотники подбежали и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. (7)Заяц это понял и остановился. (8)Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся, чтобы «встретить смерть лицом к лицу».

(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.

(16)По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина.

(18)Зубаткин был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» – та же обаятельная наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни. (19)Он смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он – в её. (20)Зубаткин знал, что юридические законы на его стороне, а морально-нравственные категории – это что-то весьма неопределённое и неосязаемое, как облако. (21)Нравственность у каждого своя. (22)Как почерк.

– (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило?

– (25)Согласен, примерно так.

– (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать?

– (27)Охота – это охота.

– (28)Охота – это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных.

– (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё?

– (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться.

– (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?

– (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще.

(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.

(39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя. (40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес.

(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами.

(46)А нечаевы ничего не могут сделать…

 

(По В.С. Токаревой*)

* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) – российский прозаик

и сценарист.

 

  1.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Грозным предвестником беды в «Слове о полку Игореве» является необычный феномен солнечного затмения..

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  • В предложениях 2-7 содержится повествование.
  • В предложениях 9-13 содержится описание.
  • Содержание предложения 29 противопоставлено предложению 28.
  • В предложении 18 есть описание.
  • В предложениях 42-46 содержится рассуждение

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Из предложений 23-29 выпишите  фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________.

 

23 Среди предложений  42-46 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью союза и форм одного и того же слова. Напишите номер

этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

 

24 . «Виктория Токарева стремится выразить свою мысль предельно чётко

и ясно, для чего использует приём (А)_________ (предложения 9, 28). Но за частным случаем автор видит более серьёзную проблему. Связанное с этим настроение тревоги и озабоченности достигается использованием такого тропа, как (Б)_________ («лучезарная улыбка» в предложении 18). Рассуждая о том, что необходимо осознать современному человеку, автор в предложении 39 использует синтаксическое средство выразительности (В)_________

(«информацией, нагрузками, стрессами») и такой троп, как (Г)_________

(«слиться с природой» в предложении 39)».

 

Cпи­сок тер­ми­нов

 

1) срав­ни­тель­ные обо­ро­ты

2) ме­та­фо­ра

3) ги­пер­бо­ла

4) фра­зео­ло­гиз­мы

5) тер­ми­ны

6) лек­си­че­ский по­втор

7) про­ти­во­по­став­ле­ние

8) ряды од­но­род­ных чле­нов

9) эпи­тет

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы

 

Часть 2

 

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

 

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

Ответы к варианту №1