Вариант № 1

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

(1)Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую

научную мысль, ничтожна. (2)(…) что могут посоветовать специалистам,

работающим на переднем крае науки, инженер, продавец или бухгалтер,

знакомящиеся с научными открытиями по популярным книгам?

(3)Естественные науки требуют длительной и серьёзной подготовки,

способности изменять с каждым новым открытием систему взглядов,

пересматривая привычные представления.

 

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Серьёзные исследования в области естественных наук могут проводить

только профессионалы, способные изменять с каждым новым открытием

систему взглядов.

2) Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую

научную мысль, невелика, если этот человек недостаточно хорошо знаком с

научно-популярной литературой.

3) Нельзя пренебрегать мнением непрофессионалов: даже неосведомлённый

человек иногда может дать хороший совет специалистам.

4) Человек, знакомящийся с научными открытиями только по популярным

книгам, не может вести серьёзных исследований в области естественных

наук.

5) Специалисты, работающие на переднем крае науки, вполне могут

пользоваться советами инженера, продавца или бухгалтера.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

 

Таким образом,
Во-первых,
Наоборот,
Однако
К примеру,

Ответ: ___________________________.

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ВЗГЛЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЗГЛЯД, -а, муж.

1) Направленность, устремлённость глаз на кого-л. Проводить взглядом.

Промелькнуло во взгляде.

2) Выражение глаз. С добрым и печальным взглядом.

3) Мнение, суждение по поводу чего-л. Личный В. на проблему.

4) Образ мыслей, убеждения, воззрения (мн. ч.). Разделить взгляды.

Поступиться взглядами.

 

Ответ: ___________________________.

 

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

 

еретИк
Овен
оптОвый
предвосхИтить
чЕрпать

Ответ: ___________________________.

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

БО­ЛОТ­НЫЙ ил яв­ля­ет­ся пре­вос­ход­ным удоб­ре­ни­ем.

Его до­клад был ИН­ФОР­МА­ТИВ­НЫМ и по­зна­ва­тель­ным.

Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

АР­ТИ­СТИ­ЧНЫЙ по своей при­ро­де, он не­обык­но­вен­но точно ко­пи­ро­вал по­ве­де­ние дру­гих людей.

Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ вид.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Опытные БУХГАЛТЕРА

ДИРЕКТОРА заводов

в ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ пятом году

ПО­ЕЗ­ЖАЙ домой

ИХ успе­хи

 

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)       Одна из главных черт, характеризующие Наташу Ростову, – честность в отношениях с людьми.

2)       Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3)       Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.

4)       Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству.

5)       Разбивая виноградники, большое значение имеют географические факторы.

6)       Даниель Дефо – английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».

7)       Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

8)       Анатоль Франс писал, что «учиться надо только весело, переваривая знания, поглощать их с аппетитом».

9)       Прочитав роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я задумался о проблеме одиночества.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  1. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.
    др..бить
    прим..рить
    к..нсти­ту­ци­он­ный
    возр..ст
    расст..лить
    Ответ: ___________________________.
  2. 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..ого­во­роч­ный, бе..жа­лост­ный;

не…ги­ба­е­мый, ра…жи­га­е­мый;

без..сход­ный, пост..нфаркт­ный;

под..ём, интер..ер;

не..бхо­ди­мость, р..спи­са­ние.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пе­ре­ст­ра..вать­ся

за­шпа­кл..вать

дождл..вый

не­за­вис..мый

не­за­тейл..вый

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) закле..т

внемл..щий

ка..тся

стел..щийся

та..щий

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

12 . Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Как н(1) старался, я н(2) смог найти в колючей изгороди н(3) щели, н(4) лазы, поэтому н(5) раз ободрал бока, пока попал во двор.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. (ПО)ТОМУ, как человек говорит, можно судить о его образовании, а ТАК(ЖЕ) о положении в обществе.
  2. Путники напряжённо вглядывались (В)ДАЛЬ степи, ЧТО(БЫ) не сбиться с пути.
  3. (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада автотрасса была закрыта, ТАК(ЧТО) сообщение между городами на время было прервано.
  4. (ПО)НАЧАЛУ во дворе настороженно встретили появление новой собаки, однако (ЗА)ТЕМ наша такса стала общей любимицей.
  5. ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся человек, который не слышал, (НА)ПРИМЕР, об угрозе глобального потепления.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.                                                               1.Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.               2.Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.                                                                                                                                               3.И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.                                  4.Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.                                         5.В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

 

 

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Солдаты (1) принесшие князя Андрея (2) и снявшие с него попавшийся им золотой образок (3) навешенный на брата княжной Марьей (4) увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 Дай (1) Джим (2) на сча­стье (3)лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой по­ла­ем при луне

На тихую, бес­шум­ную по­го­ду.

Дай(4) Джим(5)на сча­стье (6)лапу мне.

 

По­жа­луй­ста(7) го­луб­чик(8) не ли­жись.

Пойми со мной хоть самое про­стое.

Ведь(9) ты не зна­ешь, что такое жизнь,

Не зна­ешь (10)ты, что жить на свете стоит.

 

(Сер­гей Есе­нин)

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Прихожая (1) где висело зеркало с подставкой для перчаток (2) и стоял дубовый баул (3) на который легко было наскочить коленом (4) суживалась в очень тесный коридор.

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 

Петя решил идти прямо к тому месту (1) где был государь(2) и прямо объяснить ему(3) что(4) несмотря на свою молодость (5) он желает служить отечеству(6) что молодость не может служить препятствием(7) и (8) что он готов.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

 

(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.

(2)Конфликт возник на охоте. (3)Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему полю. (4)Заяц широко, активно прыгал – и вдруг сел, развернувшись лицом к преследователям. (5)Нечаев так и написал: лицом, не мордой. (6)Когда охотники подбежали и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. (7)Заяц это понял и остановился. (8)Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся, чтобы «встретить смерть лицом к лицу».

(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.

(16)По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина.

(18)Зубаткин был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» – та же обаятельная наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни. (19)Он смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он – в её. (20)Зубаткин знал, что юридические законы на его стороне, а морально-нравственные категории – это что-то весьма неопределённое и неосязаемое, как облако. (21)Нравственность у каждого своя. (22)Как почерк.

– (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило?

– (25)Согласен, примерно так.

– (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать?

– (27)Охота – это охота.

– (28)Охота – это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных.

– (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё?

– (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться.

– (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?

– (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще.

(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.

(39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя. (40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес.

(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами.

(46)А нечаевы ничего не могут сделать…

 

(По В.С. Токаревой*)

* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) – российский прозаик

и сценарист.

 

  1.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Грозным предвестником беды в «Слове о полку Игореве» является необычный феномен солнечного затмения..

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  • В предложениях 2-7 содержится повествование.
  • В предложениях 9-13 содержится описание.
  • Содержание предложения 29 противопоставлено предложению 28.
  • В предложении 18 есть описание.
  • В предложениях 42-46 содержится рассуждение

 

Ответ: ___________________________.

 

  1. Из предложений 23-29 выпишите  фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________.

 

23 Среди предложений  42-46 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью союза и форм одного и того же слова. Напишите номер

этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

 

24 . «Виктория Токарева стремится выразить свою мысль предельно чётко

и ясно, для чего использует приём (А)_________ (предложения 9, 28). Но за частным случаем автор видит более серьёзную проблему. Связанное с этим настроение тревоги и озабоченности достигается использованием такого тропа, как (Б)_________ («лучезарная улыбка» в предложении 18). Рассуждая о том, что необходимо осознать современному человеку, автор в предложении 39 использует синтаксическое средство выразительности (В)_________

(«информацией, нагрузками, стрессами») и такой троп, как (Г)_________

(«слиться с природой» в предложении 39)».

 

Cпи­сок тер­ми­нов

 

1) срав­ни­тель­ные обо­ро­ты

2) ме­та­фо­ра

3) ги­пер­бо­ла

4) фра­зео­ло­гиз­мы

5) тер­ми­ны

6) лек­си­че­ский по­втор

7) про­ти­во­по­став­ле­ние

8) ряды од­но­род­ных чле­нов

9) эпи­тет

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы

 

Часть 2

 

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

 

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

Ответы к варианту №1

04.09.2017

Просмотров: 2 699