Домашние задания:

Литература 5 класс

План анализа лирического стихотворения.

Творческая история.

Тема и идея.

Композиция и внутренний сюжет (если есть).

Лирический герой и системе образов.

Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики (звукозапись: аллитерация и ассонанс), лексики (устаревшие, высокие слова), морфологии (обилие существительных или существительных или глаголов), синтаксиса (простые предложения, сложные, однородные члены, обращения, риторические вопросы, риторические  восклицания ).

жанр (элегия, пейзажная зарисовка, баллада, любовное послание, ода, дружеское послание,  сонет и т.д.)

Эмоциональная окраска.

Особенности ритмики, размера

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

2- сложные: Ямб U┴   Хорей ┴U

3-сложные: Анапест UU- Амфибрахий U┴U  Дактиль ┴UU

), рифмы (попарная, перекрёстная, кольцевая; женская/мужская).

Художественно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Какие мысли и чувства вызывает стихотворение у читателя?

Место стихотворения в творчестве автора и русской поэзии вообще.

План анализа стихотворения

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
  3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
  4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, – то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Средства художественной выразительности:

а) фонетические: аллитерация и ассонанс.

б)  лексические – устаревшие слова, авторские неологизмы, диалектизмы; стилистические: книжные, разговорные. Просторечные

в) тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения, перифраза, гипербола, литота, оксюморон.

г)Морфологические особенности (преобладание определенной части речи).

д)Поэтический синтаксис ( ряды однородных членов, градация, синтаксический параллелизм, анафора, инверсия, риторические вопросы, обращения и восклицания, парцелляция, бессоюзие, многосоюзие, хиазм (« нас было четыре сестры, четыре сестры нас было» Кузьмин), эллипсис- неполные предложения.

Предлагаем Вашему вниманию взглянуть на наш сайт: Passiongeeks.com. Это бесплатная доска объявлений в разных категориях например индивидуалки: https://passiongeeks.com/kiev/escort-uslugi/individualki/ Публикуйте свои объявления абсолютно бесплатно, нас посещают только заинтересованные секс сервисами люди.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

2- сложные: Ямб U┴   Хорей ┴U

3-сложные: Анапест UU- Амфибрахий U┴U  Дактиль ┴UU

Дольник   Верлибр – свободный или белый стих    Акцентный стих.

 

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

 

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Опоясывающая АВВА

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

 

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

 

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

 

– бытовую, повседневную

– литературную, книжную

– публицистическую

– архаизмы, устаревшие слова

-неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

 

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

 

– сам автор

– рассказ от лица персонажа

– автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

6.Собственное восприятие стихотворения.

31.01.2018

Просмотров: 870